Информация о предоставлении образования детям с ОВЗ и детям-инвалидам в МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №18"
Организация образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №18" осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», локальными актами дошкольного учреждения, - каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.
Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания.
Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения. Поэтому уровень психического развития обучающегося с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего (дошкольного) обучения и воспитания. Дети с инвалидностью и ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и грамотно организованного обучения и воспитания. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательных организациях специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.
Специальные материально-технические средства для обеспечения образовательного процесса лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (индивидуального и коллективного пользования).
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В нашем дошкольном учреждении функционируют две группы для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Развивающая предметно - пространственная среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное и социально-коммуникативное развитие, служит интересам и потребностям дошкольникам, обогащает развитие различных видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития детей. Поэтому особое внимание в нашем детском саду уделяется конструированию предметно-пространственной среды, в которой происходит формирование коммуникативной инициативы, познавательной и творческой активности у умственно отсталого дошкольника. В групповых помещениях используются ширмы, конструкторы, макеты. Полифункциональное использование оборудования позволяет легко поменять пространство в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов детей, трансформируемые модули могут использоваться как для хранения материала, так и для организации детской деятельности (игры, проведения опытов, изобразительной деятельности и многое другое). С целью оптимизации образовательного процесса педагоги детского сада используют в работе информационные технологии: игры на интерактивной доске, ноутбуке, работа с презентациями, прослушивание аудио записей. Пространство групп организованы в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.), а также дидактические пособия, направленные на развитие познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, мышления, речи). Подобная организация пространства позволяет детям выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Поскольку дети с ЗПР склонны к переутомлению и возбудимы, то среда вокруг них не только разнообразна, манящая и яркая, но и комфортная, безопасная и рационально организована. Большое значение в работе с детьми с ЗПР имеет мотивационный компонент. Необходимо создать у детей положительное эмоциональное состояние, заинтересовать их в выполнении движений.
Материально-технические условия детского сада позволяют эффективно осуществлять образовательный процесс, внедрять современные информационно-коммуникативные технологии.
Специальные условия по обеспечению коррекционной работы:
1. Психолого-педагогическое;
2. Кадровыое;
3. Материально - техническое;
4. Развивающая предметно- пространственная образовательная среда;
Специально оборудованные кабинеты в дошкольном учреждении:
1. Два кабинета учителя - дефектолога. Занятия с учителем - дефектологом;
2. Кабинет педагога - психолога. Занятия с педагогом - психологом;
3. Физкультурный зал. Занятия с инструктором по физической культуре.
Объекты для проведения практических занятий, библиотеки, объекты спорта, средства обучения ивоспитания, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
В ДОУ имеется:
- Музыкальный и спортивный залы, компьютерный класс, ИЗО класс, оснащённые необходимым оборудованием и пособиями для организации совместной деятельности педагогов с воспитанниками, в том числе с детьми с ограничеными возможностями здоровья художественно-эстетическому направлению и проведения физкультурных занятий и физкультурно-оздоровительных мероприятий.
- Группы, в которых создана развивающая предметно-пространственная среда с учётом возрастных особенностей детей. В каждой возрастной группе образовательная среда обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную, коммуникативную и др. деятельность.
- Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - отдельного помещения библиотеки в ДОУ нет
- Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду подобраны в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации и на прилегающую к ней территорию, другие условия, характеризующие доступность услуг для инвалидов:
В ДОУ оборудованы:
- Кнопка вызова у главного входа;
- Вывеска со шрифтом Брайля на контрастном желтом фоне;
- Входная площадка входа оборудована пандусом и поручнем, для облегчения подъема в здание людей с ОВЗ и инвалидов;
- ДОУ имеет сменное кресло - коляску.
Специальные условия питания:
Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья или ребёнок-инвалид в ДОУ обеспечивается горячим питанием. Организация питания соответствует нормативно-правовым актам, регламентирующим порядок оказания данной государственной услуги.
Специальные условия охраны здоровья:
В ДОУ создана система необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Вся работа детского сада строится на принципах охраны жизни и здоровья детей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло "Выход", видеонаблюдением.
- в Доу имеется медицинский и процедурный кабинет, изолятор.
Созданы специальные педагогические условия для образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, ребёнка-инвалида:
- разработаны и реализуются адаптированные образовательные программы;
- функционирует психолого-педагогический консилиум;
- при создании условий образовательной деятельности в ДОУ учитываются психофизические особенности развития и индивидуальные возможности детей;
- обеспечение щадящего режима при организации образовательного процесса;
- чередование индивидуальных и подгрупповых занятий;
- снижение темповых нагрузок;
- стимулирующая помощь взрослого;
- чередование видов деятельности;
- подбор специального дидактического материала и т.д.
Каждая группа имеет отдельное групповое помещение и прогулочный участок.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
На сайте ДОУ имеется версия для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к котороым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Реализация образовательных программ не предусматривает применение программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Для организации совместной и самостоятельной деятельности воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: мягкие маты, набивные мячи, массажные дорожки, большое количество дидактических игр для развития мелкой моторики, речи, внимания, памяти и т.д.
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Общежитие и интернат отсутствуют.